Новости

Разработка личного кабинета клиента лизинговой компании

Основные определения и термины.

Лизинг (англ. leasing от англ. to lease — сдать в аренду) — вид финансовых услуг, связанных с кредитованием, приобретением основных фондов.

Лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое за счёт привлечённых или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определённую плату, на определённый срок и на определённых условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода лизингополучателю права собственности на предмет лизинга. Здесь мы будем называть его компания.

Лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определённую плату, на определённый срок и на определённых условиях во временное владение и пользование в соответствии с договором лизинга. Здесь мы будем называть его клиент.

Договор лизинга - договор, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем оборудование у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.

Описание работы лизингополучателя с лизинговой компанией.

  1. Компания, желающая арендовать оборудование, выбирает его у поставщика (производителя) с учетом качества, цены, сроков изготовления и поставки, либо специалисты лизингодателя помогают лизингополучателю в выборе поставщика.
  2. Лизингополучатель заполняет заявку на заключение договора лизинга и прилагает пакет регистрационных и финансовых документов.
  3. Лизингополучатель (потребитель) заключает с лизингодателем (лизинговой компанией) лизинговый договор.
  4. Лизингополучатель оплачивает авансовый платеж.
  5. Лизинговая компания получает кредит от банка или какой-либо другой кредитной организации на покупку оборудования, при этом ответственность за погашение кредита возлагается на лизингодателя (лизинговую компанию). Этого может и не происходить, если лизингодатель финансирует сделку из собственных средств.
  6. Лизингодатель (лизинговая компания) оплачивает стоимость оборудования поставщику и становится владельцем этого оборудования. На протяжении всего срока договора лизинга право собственности на имущество остается за лизинговой компанией.
  7. Лизингодатель (лизинговая компания) заключает договор на страхование этого оборудования в страховой компании.
  8. Поставщик передает предмет лизинга лизингополучателю в пользование.
  9. Лизингополучатель ежемесячно вносит фиксированный лизинговый платеж, либо платежи согласно заранее определенного графика.
  10. Лизингодатель (лизинговая компания) погашает основную стоимость кредита и проценты по нему банку или другой кредитной организации.
  11. По окончании срока договора лизинга и выплаты его полной суммы имущество переходит в собственность лизингополучателя.

Организация движения данных в системе.

Наш заказчик - это современная мощная лизинговая компания, в которой все бизнес-процессы поставлены на высокий IT уровень. Внутренняя система управления, построенная на базе данных MS SQL. Поэтому сразу встал вопрос о способе получения данных для отображения информации в личном кабинете. Также необходимо было изолировать рабочие данные компании от доступа извне в целях безопасности.

Но и личный кабинет должен давать информацию клиенту самую свежую и давать возможность взаимодействовать клиенту с менеджером в реальном времени. Поэтому была отклонена модель, когда из основной базы данных делается периодический экспорт в силу возможных задержек и неактуальности данных.

Была выбрана модель, когда для нужд личного кабинета была создана отдельная база данных, в которую поступает информация из основной базы в виде представлений.

На схеме представлен информационный обмен в системе:

  1. Пользователь в своем браузере делает запрос к личному кабинету.
  2. Программное обеспечение делает запросы на получение информации из представлений вызывает хранимую процедуру авторизации клиента, получение данных, выполнения записи в базу данных. Всё реализовано с помощью хранимых процедур, связанных с временной меткой безопасности.
  3. Хранимы процедуры в процессе своей работы обращаются к представлениям в базе данных
  4. Или таблицам;
  5. Представления получают информацию из базы данных системы управления предприятием;
  6. Данные из представлений и таблиц базы данных клиента в качестве результатов поступают в хранимы процедуры;
  7. И в качестве работы процедур данные из основной базы поступают в базу данных личного кабинета;
  8. Информация поступает в программное обеспечение личного кабинета;
  9. После обработки информация преобразуется в HTML и отправляется в браузер клиента.

Задачи, которые решает лизингополучатель (клиент) в системе Leasing.

  1. Просмотр списка своих договоров лизинга. Является основным интерфейсом в кабинете. По каждому договору клиента собрана информация о:
    • Предмете и условиях лизинга;
    • Лизинговых начислениях;
    • Плановых платежах;
    • Фактических платежах;
    • Отчетных документах (счета, акты, счета-фактуры);
    • Страховых начислениях;
    • Страховых платежах.
  2. Просмотр состояния договора;
  3. Оформление заявки на лизинг;
  4. Оформление, обработка запросов в компанию и переписка по нему;
  5. Просмотр списка своих счетов на оплату, актов и счетов-фактур по клиенту с возможностью распечатать каждый документ или скачать в формате PDF;
  6. Просмотр истории платежей от клиента;
  7. Переписка с менеджером;
  8. Просмотр списка файлов для клиента.

Интерфейс клиента.

Мы постарались решить все вопросы, которые стоят перед клиентом, такие как когда и сколько платить лизинговой компании. Все платежи клиента расписаны по графику на годы вперед. Снимается нагрузка с менеджеров: клиент самостоятельно получает всю информацию в разрезе каждого договора.

Решение проблем распределенной вычислительной системы.

Основной проблемой в работе интерфейса клиента являлся тот факт, что программное обеспечение кабинета и база данных удалены друг от друга, и поэтому при отправке какой-то команды клиентом проходит существенная задержка. Поэтому все делали на основе технологии AJAX, а также выполнением скриптов на сервере в фоновом режиме. При такой технологии мы не ограничены 30-60 секундами, разрешенными web-сервером Apache на активное соединение с браузером, после которого сервер разрывает соединение по 502-й ошибке.

Долгим по времени является процесс создания PDF файла. В этом случает включаем фоновую подготовку документов из 1С в PFD формат.

Безопасность.

Всегда основной головной болью является синхронизация пользователей личного кабинета и клиентов компании. Проблема была решена через ИНН клиента, он является связующим звеном между базой данных компании и программным обеспечением кабинета, а авторизация выполняется на сервере лизинговой компании.

Использование SSL-сертификата с сильным шифрованием призвано защитить клиентов компании от перехвата паролей и идентификаторов сессий.

Интерфейс менеджера.

В данном случае все управляющие интерфейсы для менеджеров сосредоточены в системе управления компанией. Наше программное обеспечение получает данные из системы управления через хранимые процедуры.

Но все же один интерфейс для менеджера нашел место в этом кабинете: рассылка отчетных документов. Менеджер при заходе в данный раздел выбирает период рассылки, получает список клиентов, кому требуется разослать электронные копии документов. Далее менеджер жмет кнопку «Отправить». Внешне всё просто, но за этим «просто» стоит огромная работа программистов:

  • Мы получаем список отчетных документов за период;
  • Группируем список по клиентам;
  • Готовим для каждого документа электронную копию в PDF формате.
  • Вкладываем документы в сообщение и вставляем ссылки на документы в тело письма. Если документов одному клиенту много, и сумма размеров их достигает 3,5МБ (чтобы сообщение пропускалось большинством корпоративных почтовых серверов), то мы перестаем вкладывать файлы в сообщение, а только добавляем ссылки на документы в тело письма.
  • Анализируем все четыре контактных email-а клиента на правильность email-адреса.
  • На правильные адреса клиента отсылаем электронное сообщение.
  • Записываем в журнал удачной или журнал неудачной отправки сообщение клиенту. Журналы отправок в конце отсылаются менеджеру.
  • Отсылаем неудачно отправленные письма менеджеру. Позже менеджер может выяснить правильный email-адрес клиента и переслать ему сообщение с документами.

За работу этого интерфейса менеджеры компании сказали нашим программистам особое спасибо. Теперь десятки тысяч документов в месяц не требуют сканирования (конвертируются из 1С в PDF формат с копиями подписей и печатей), рассылки вручную с запоминанием или записыванием на бумаге, кому из клиентов послал документов, а кому нет еще.

Уменьшение времени доставки документов клиентам уменьшило и сроки оплаты счетов компании.

Взаимодействие с публичной частью сайта.

Посетитель видит предложения по лизингу компании. Являясь потенциальным клиентом лизинговой компании, посетитель оформляет на сайте заявку на лизинг. Данные из формы заявки поступают в виде заявки на лизинг в интерфейс менеджера во внутреннюю систему управления компании. Таким образом, лиды с сайта поступают во внутреннюю CRM компании.

Вы тоже хотите личный кабинет вашего клиента на вашем сайте?

Если Вас заинтересовало создание личного кабинета на вашем сайте, предлагаем прочитать статью "Создание личного кабинета на сайте" по этой теме. Там же Вы сможете оформить запрос на создание личного кабинета на вашем сайте.




Проект: Личный кабинет клиента лизинговой компании Бэлти-гранд